20 марта 2018 годасостоялся очередной конкурс в рамках городской воспитательной программы «Экскурсовод – лицо музея» – «Красноречие – это живопись мысли». На этот раз участники программы демонстрировали способности в ораторском мастерстве.
Ораторское искусство — это особое мастерство публичного выступления с целью убеждения аудитории в чём-либо. Риторика, ораторское искусство, красноречие — равнозначные понятия в деятельности экскурсовода. Любая хорошо подготовленная и проведенная экскурсия представляет собой синтез форм ораторского мастерства.
Конкурс состоял из 2-х этапов: декламация эссе «О, сколько нам открытий чудных подготовил экскурсовод…» и выполнение творческого задания «Вникайте в речи в каждый слог…».
Первый этап – декламация (от латинского declamatio - упражнение в красноречии) – порадовал участников конкурса и членов жюри интересными и зрелыми размышлениями о предназначении экскурсовода, важности профессионализма в его деятельности. Жюри отметило актуальность содержания представленных эссе как для экскурсоводов музеев образовательных учреждений, так и для их «коллег по цеху» из государственных музеев.
Если для первого этапа задание было домашним (составление эссе, работа с текстом), то задание второго творческого этапа было и легче, и сложнее: нужно было составить 2-3 развернутых предложения на заданную тему о своем музее. Легче, потому что сами сочиняли текст «здесь и теперь», сложнее – потому что нужно хорошо знать и историю своего музея, и то, какую работу он осуществляет сегодня.
Непосредственно перед выступлением каждый экскурсовод от музея-участника конкурса получал слово, никак не связанное с музейной практикой (заяц, кафель, картофель и др.). Задача – за 1-2 мин. вставить это слово в единственном числе, именительном падеже в подготовленный текст так, чтобы ни жюри, ни другие участники не догадались какое слово вставлено. Это оказалось самым трудным, но большинство экскурсоводов с этим справилось.
Созданные организаторами конкурса условия для совершенствование речевых умений публичного выступления на заданную тему и навыков спонтанной (неподготовленной) речи помогли формированию у экскурсоводов коммуникационных умений и навыков, развитию способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, повышению их социальной и творческой активности.